Заикание (Balbuties, Lalonewros) – нарушение речи.
Медицинские светила разных времён и народов пытались решить проблему заикания, определить её суть и причины. К началу XX века в медицинских кругах сложилось мнение о заикании как о сложном психофизическом расстройстве. К середине XX века русские учёные стали опираться на учение И.П. Павлова о механизме невроза и определили заикание как нервный срыв в деятельности больших полушарий мозга, приводящий к нарушению речи. Действительно, к заиканию приводят расстройства высшей нервной деятельности, точнее, центральной нервной системы, регулирующей функции речевых механизмов.
Нормальная речь - плавная и непрерывная, осуществляются при помощи нейронов головного мозга, расположенных в зонах высокой активности – центрах Брока и Вернике. Зона Брока контролирует речепроизводство и чёткую артикуляцию слов. Область Вернике анализирует язык и контролирует понимание произнесённых слов. У большинства людей центры речи и понимания языка находятся в левом полушарии головного мозга.
Заикание возникает вследствие нарушения работы нейронов головного мозга. При этом важно понимать, что нарушения происходят не только на уровне физических тел нейронов мозга, а также на уровне их тонких тел. Если функционирование нейронов и их химический баланс по разным причинам нарушаются, тогда они не могут качественно формировать и передавать нервные импульсы.
Это приводит к нарушению речи: плавность исчезает, возникают запинки, повторы, судорожные сокращения мышц речевого аппарата.
Заиканием страдают, в основном, дети, начиная с 3-5 лет, преимущественно мальчики, в связи с особенностью их гормональной системы. В этом возрасте активно развивается связная фразовая речь. Неокрепшая речь ребёнка в период её становления страдает при стрессовой ситуации в первую очередь.
Родителям важно вовремя заметить тревожные признаки нарушения речи. Заикание у детей лучше предупредить, чем лечить. При заикании может помочь новая технология, воплощённая в ПО «Луч-Ник», которая оказывает корректирующее воздействие на биополе пользователя, способствующее нормализации речевой функции. Подробнее...
Предрасполагающие причины заикания: наследственные заболевания с энцефалопатическими последствиями (энцефалит, эпилепсия, гидроцефалия, детский церебральный паралич и др.), внутриутробные или родовые травмы, инфекционные заболевания, приводящие к истощению нервной системы, скрытые психические нарушения, скудость эмоционального развития, нарушения строя и ритма речи.
Провоцирующими причинами являются одномоментные или длительно действующие психические травмы (страх, испуг), многоязычие в семье, ускоренная речь, подражание.
Они различны по причинам и механизмам возникновения.
Невротическое заикание или психогенное (приводящее к нарушениям речевой функции) возникает у детей со здоровой нервной системой, как результат стрессов и неврозов (страхи, нарушения сна, ночное недержание мочи, потеря аппетита). После психической травмы, как правило, появляется навязчивый страх речи (логофобия). Такое нарушение речи речи сочетается с невротическими тиками и сопутствующими движениями. После шокирующей психической травмы у ребёнка парализуются центральные механизмы речи. Возникает истерический мутизм (полное молчание в любой обстановке). Далее мутизм уступает место истерическому заиканию без выраженного страха. При невротическом заикании параклинические обследования не выявляют особых отклонений. Победить такое заикание всегда удаётся. Вместе с функцией «Заикание» в ПО «Луч-Ник» желательно включать функции «Стресс», «Невроз(ы)» в разделе «Профилактика». Предусмотрена функция «Коррекция внешнего воздействия» в разделе «Коррекция причин поражения органов и систем».
Неврозоподобное заикание. Страдают дети с наследственными или приобретенными заболеваниями нервной системы. Заикание у детей может прекращаться или уменьшатся к периоду полового созревания или сохраняться на протяжении всей жизни. Заикание может резко уменьшиться, если заставить ребёнка следить за своей речью. Это отличает неврозоподобное заикание от невротического.
Параклинические обследования выявляют при неврозоподобном заикании на рентгенограмме, к примеру, субкомпенсированную гидроцефалию (водянку), на электроэнцефалограмме - органические изменения с повышенной судорожной готовностью.
Смешанное заикание у детей встречается довольно часто в настоящее время.
При заикании целесообразно включать в ПО «Луч-Ник» следующие системы организма: «Нервная», «Головной мозг», «Мышечная» и другие в разделе «Системы организма». В разделе «Коррекция причин поражения органов и систем» - «Нарушения генетики», «Нарушения биополя» и другие. Не следует так же забывать о выводе из организма токсических веществ и подавлении инфекций. Для этого в ПО «Луч-Ник» Предусмотрены функции «Клеточные шлаки» и «Токсины», а также «Вирусы», «Бактерии», «Бактериофаги», «Грибки» в разделе «Коррекция причин поражения органов и систем».
Для увеличения эффективности, вместе с функцией "Заикание" из раздела "Профилактика" можно включать и другие функции, так или иначе, связанные с нарушением работы головного мозга и нервной системы:
Невроз(ы) - неврастения, заболевания нервнои? системы, обусловленные длительным психическим перенапряжением. Проявляются разнообразными нервно-психическими расстрои?ствами.
Неврастения - ряд психологических и физических симптомов, в том числе повышенная утомляемость, раздражительность, головная боль, головокружение, повышенное беспокои?ство и непереносимость шума.
Истерия - нервно-психическое заболевание, относящееся к группе неврозов. Истерия развивается у лиц с ослабленнои? нервнои? системои? под влиянием психическои? травмы и является реакциеи? данного лица на ситуацию, которую он не в состоянии перенести.
Депрессия - сочетание подавленного настроения, снижения психическои? и двигательнои? активности с соматическими, в первую очередь вегетативными расстрои?ствами.
Вегето-сосудистая дистония - отклонения в структуре и функциях различных отделов вегетативной, нервной системы.
Аутизм - расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга и характеризующееся отклонениями в социальном взаимодействии и общении, также ограниченным, повторяющимся поведением.
Эти и другие функции можно чередовать с функцией "По выбору "ЛучНик".
Лечение заикания предполагает обращение к педиатру или детскому неврологу, детскому психологу, логопеду.
Педиатр или детский невролог решают задачи лечения заикания в каждом конкретном случае, направленные на лечение патологии, вызвавшей заикание, на укрепление всего организма, также уделяют внимание профилактике простудных заболеваний. В первую очередь это касается заболеваний голосовых связок и уха.
Лечение заикания с помощью психолога неоценимо, так как помогает справиться со страхами, учит не бояться общения с окружающими, вселяет уверенность в себе.
Системные занятия у логопеда позволяют быстрее и качественнее победить заикание и чувствовать себя полноценно.
Лечение заикания будет иметь успех, если занятия у логопеда и психолога будут проходить совместно с родителями, которые более всего заинтересованы в процессе выздоровлении своего ребёнка.
Лечение заикания предполагает также и комплекс дыхательных упражнений, и точечный массаж и специальные компьютерные программы, синхронизирующие речевой центр со слуховым центром ребёнка.
Лечение заикания предполагает и медикаментозное лечение, но оно особое для каждого конкретного пациента.
Льюис Кэрол, Мэрилин Монро, Исаак Ньютон, Уинстон Черчиль – люди, которых объединяет не только талант и известность, но и заикание.
Согласно статистике, на начало XXI века процент заикающихся французов составлял 5,7 %, немцев - 2%, русских - 1,2%. Это зависит от психофизических особенностей развития представителей нации, их языка, его темпа, ритма, интонации.
Ещё недавно в мире насчитывалось около 2,5% заикающихся людей. Однако процент этот постоянно растёт, особенно в наиболее развитых странах мира. Неокрепшая нервная система детей не выдерживает бурного внедрения в их жизнь электронных СМИ. Особый вред наносят видеоигры, некачественные мультфильмы и фильмы для детей.
Заикание, как любое заболевание, имеет негативные последствия. Дети с нарушением речи становятся замкнутыми, мнительными, настороженными, избегают общения со сверстниками, всё меньше становится этот круг, понижается успеваемость в школе, общественная активность, замедляется общее развитие. Растущее непонимание между детьми с нарушением речи и их окружением порождает комплекс неполноценности. Страхи, раздражительность, угнетают психику, заикание у детей только усиливается и в дальнейшем может помешать выбору профессии и созданию семьи.