Поверхностные суждения

Как Вы думаете, в чем причина того, что у человека что-то не получается в жизни? Почему возникают ситуации, когда мы не можем достичь того, что желаем? Почему возникают ошибки в действиях? Если бы мы знали, как правильно поступить, какой путь выбрать в той или иной ситуации, наша жизнь была бы проще. Она была бы наполнена радостью, гармонией и здоровьем. Но идти по гармоничному пути нам мешают наши убеждения, которые нередко основаны на поверхностных суждениях. О причинах формирования оных мы и поговорим в этой статье.

luchnik. poverhnostnie suzhdeniya

Бывает, что в жизни, при оценке тех или иных событий, мы опираемся не на глубинное понимание вопроса, а на шаблонное восприятие. Когда услышали где-то информацию и решили для себя, что так есть на самом деле. Но нужно понимать, что информация может быть и ошибочной, и ложной. И когда мы принимаем такую информацию, не анализируя и в дальнейшем используя её, то получаем довольно неприятные сюрпризы, которые проявляются в виде последствий своих ошибочных решений и действий. Несомненно, такое поведение может быть и верным в определенной ситуации, но нужно понимать, что при других обстоятельствах это представление, скорее всего, будет совсем неверным, и использование шаблонов превращает человека в биоробота.

Мы можем применять шаблонное мышление и восприятие, потому что так удобно. Удобно не тратить время и силы на размышления и брать "готовенькое" из нашей социальной среды, даже если это не отражает реальность. Но судите сами. Обычно, когда человек болеет, он думает, что если у него температура, нужно ее сбить, приняв жаропонижающее. Такой шаблон действий любезно подсказывает реклама с экранов телевизоров. Но действуя по нему, человек, по сути, наносит вред своему организму. Ведь температурный удар по инфекции – это первый и очень важный этап борьбы с ней нашего иммунитета. И если этот первый бой с инфекцией проигран, организму будет гораздо сложнее в дальнейшей борьбе с ней. Тогда дело может дойти до применения уже более серьезных лекарств.

Также мы можем делать скоропалительные выводы, когда находимся в эмоциональном состоянии.
Ведь даже наши мысли и образы могут вводить в определенное эмоциональное состояние. Человек становится раздражённым, испуганным и т.п. При этом использовать разум затруднительно, а, следовательно, принять правильное решение – всё равно, что стрелять с закрытыми глазами. Поэтому судить нужно непредвзято, в спокойном состоянии и хорошенько поразмыслив над ситуацией.

И всё-таки, основной причиной поверхностного суждения является нехватка информации. При оценке тех или иных событий и явлений мы используем, в первую очередь, уже полученные и осмысленные в процессе жизненного опыта знания. То есть ту информацию, которую проверили непосредственно через свои действия. Когда опыта не хватает, опираться приходится на информацию, которую получили пассивно: услышали, прочитали, увидели. Ведь жизненный опыт человека не затрагивает все стороны жизни общества и множество процессов природы. Ну а пассивная информация не имеет подтверждения в действиях самого человека, и по этой причине может вызывать искажения в оценке действительности, может стать причиной ошибочных выводов и решений. Например, когда человек начинает судить о предмете по мнениям, отзывам других людей, зачастую ему незнакомых, которые также могут быть основаны на чьих-то искаженных мнениях. В этих мнениях нередко даже не приводится никаких доказательств, по которым делаются подобные выводы, зато бывает немало бурных эмоций и манипуляций чужим сознанием. А самому человеку бывает просто лень обратиться к первоисточнику, изучить его и самому сформировать своё мнение.

Но ведь мы так много получили из школьных уроков и лекций в институте! Получили много знаний из книг, СМИ и личных наблюдений за другими людьми, их опытом. А реализовать и применить все знания на практике не представляется возможным, потому что информации так много и не всегда есть условия для её претворения в жизнь.

Как же быть с этим? Как сделать эту информацию активной? Способ есть – анализировать её, осмыслять, формировать своё отношение и мнение. Так происходит процесс синтеза в мышлении. Человек приближается к реальности, непосредственно не взаимодействуя с ней.
Он строит логические цепочки на основе полученных знаний. И правильность выводов во многом зависит от объёма и качества информации. Чем больше такой качественной и реальной информации, тем правильнее действия человека и его отношение к миру. Это означает, что человек видит реальность без искажений, действует в ней гармонично, принимает решение и получает именно тот результат, который задумал.

В составлении полной картины окружающего мира может помочь следующее:

  • Переход с двоичной логики (оценки событий на основе понятий «да» и «нет») на непрерывную, многостороннюю оценку событий. Любое событие многогранно, содержит множество составных взаимосвязанных цепочек других событий, каждое из которых по-особенному влияет одно на другое. Например, температура воздуха в помещении 24 градуса Цельсия. Это тепло? Для кого-то может быть тепло, но не очень. А для кого-то холодновато, но не совсем холодно, чтобы замерзнуть. При этом ещё многое зависит и от влажности воздуха… Таким образом мы оценили ситуацию в помещении гораздо шире, чем «да» и «нет». Но это не предел.

 

  • Целостная оценка событий, общей картины происходящего. Не нужно из непрерывного процесса жизни выдергивать кусочек и сравнивать его с другим кусочком, у каждого из них свои, даже если и не значительные, но особенности. Для того, чтобы начать нарабатывать навык непрерывного мышления, нужно расширять набор своих оценок, принимая во внимание множество вариантов причин событий и их последствий. Чем более развит человек, тем больше у него вариативность решений. То есть человек может описать несколько вариантов последствий и увидеть несколько вариантов причин одного события.

 

  • Непредвзятый подход к себе и уровню своих познаний. Если человек говорит, что он всё знает, он останавливается в своем развитии. Как сказал древнегреческий философ Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю». Это одна из лучших фраз, которая может быть использована развивающимся человеком, ведь она говорит о том, что человек не ставит себе границ в познании.

 

  • Уверенность в своих возможностях. Часто бывает, что человек боится показаться глупым и начинает рассуждать, используя известные ему шаблоны-мнения на эту тему, которые он где-то и от кого-то слышал, но никогда не проверял и не подвергал собственному анализу... Поэтому возможно введение в заблуждение не только себя, но и других. Не стоит бояться говорить что-то, чего не знаете и еще не исследовали. Правильнее не торопиться с суждениями, а проводить исследования, продолжать учиться. Человек, который может смело сказать, что не может ответить на вопрос, потому что не изучал его, достоин уважения. Он не юлит, не изворачивается и не пытается "заболтать" вопрос. Он просто честен и уверен в себе, в своей способности выяснить любой вопрос, если он стоит выяснения. А знать "всё на свете" невозможно. Гораздо важнее понимать то, что он знает.

 

  • Внутренний стержень, избавление от душевного рабства. В нашем обществе очень силён эффект следования толпе, когда человеком принимаются принципы и устои того, как принято большинством людей; но ведь многое из этого может быть неверным, а порой даже идти в разрез с принципами конкретного человека, его душой. Следовательно, нужно не бояться быть "белой вороной" и формировать своё собственное отношение, собственное понимание вопросов.

 

  • Исследование. Это не означает, что нужно идти в библиотеку и садиться за тома книг (что тоже полезно). Можно проводить простейший анализ самостоятельно. Развивать аналитическое мышление. Как, например, делал Н.В. Левашов, которому удалось очень многого достичь на пути развития разума. В своей автобиографии он описывает случаи, когда при столкновении с незнакомыми ему обстоятельствами, он искал ответы на вопросы, учитывал все вероятные выводы, даже самые невероятные из них. Наблюдая, сравнивая, исследуя причинно-следственные связи в событиях, он анализировал и находил ответы, соответствующие реальным процессам. Его открытое мышление, неограниченное шаблонами, давало ему широчайшие возможности выходить за грани привычных нам возможностей разума человека. Благодаря чему, он достиг результатов в области исцеления людей от сложнейших заболеваний, развитии их эволюционных возможностей и способностей, необъяснимых с точки зрения современной науки и медицины. И в последствие создал пси-прибор, способный делать эту работу за него, что было реализовано в технологии «Луч-Ник».


Расширяя свои взгляды на мир, узнавая новое, человек развивает свой ум. Будет ли человек останавливаться на достигнутом или признает, что знания, как и мир, безграничны, открыв себе дорогу к бес(з)конечному эволюционному развитию. Шанс измениться в лучшую сторону и достичь космических высот есть у каждого.

Автор: Артём Илюшин